В детском саду разработан и реализуется инновационный образовательный проект «Одаренный ребенок: 5 шагов к успеху», разработанный в соответствии с целями и задачами проекта
«Уральская инженерная школа», который стал победителем в Городском конкурсе
«Воспитать человека-2022» (автор: Мантурова Т.И.).
Проект «Одаренный ребенок: 5
шагов к успеху» – это переход от традиционного подхода, когда мы просто
отбираем детей для участия в каком-то определенном конкурсе и на этом все
заканчивается, к комплексному подходу, когда мы развиваем способности,
предпосылки одаренности и задатки каждого ребенка.
В начале года происходит «условное»
распределение детей по группам в зависимости от имеющихся способностей и
желания к дополнительным занятиям того или иного рода деятельности, формирование
групп по интересам и имеющимся способностями:
Ø группа
детей, имеющих интеллектуальные (математические) способности;
Ø группа
детей, имеющих технические способности;
Ø группа
детей, имеющих способности к предметам естественно-научного цикла;
Ø группа
детей, имеющих художественные способности.
Каждый ребенок выбирает какие мастерские он бы хотел
посещать.
Для
каждой группы детей разрабатывается план мероприятий, подбирается и
систематизируется материал, и подготовка начинается в начале учебного года,
планомерно и последовательно, с учетом возможностей и особенностей развития
ребенка.
На каждого ребенка творческого
объединения разработан календарь –портфолио для индивидуализации образования и
творческого развития ребенка как в детском саду, так и дома, занимаясь с
родителями и индивидуально.
Реализация
Проекта «Одаренный ребенок: 5 шагов к успеху», в котором основной акцент
делается на работу детей в мастерских, на конкурсное движение, как процесс,
основанный на сотрудничестве ребенка и педагога, позволяющий во время
подготовки, участия и проведения мероприятий воспитывать творческую личность и
развивать таланты, социальные компетенции и способности детей.
Достичь поставленных задач помогает использование
разнообразных форм и приемов:
Форма
работы |
Краткое
описание |
Инженерная книга |
Результаты
экспериментов оформляются (зарисовываются, приклеиваются) на страницах
инженерной книги ребенка, в котором ребенок выступает в роли ученого |
Тематические альбомы |
В рамках работы
мастерских, проектной деятельности создаются альбомы материалов, конструкций,
проектов, игр, моделей созданных детьми |
Событие, когда
проводятся занятия, турниры, соревнования, выставки технической
направленности |
|
Мастерские |
Работа в мастерских разного
направления ведется в течении года и формируется по интересам воспитанников. |
Азбука профессий будущего |
Создание азбуки позволит детям
познакомиться с профессиями инженерной направленности будущего. Каждый лист –
это история о профессии, практическое задание, |
Дни без игрушек |
День, когда дети
создают, моделируют, конструируют игрушки из подручного и бросового
материала. |
Тематические рисунки, коллаж,
объемные модели, коллективные макеты |
В процессе
художественно-эстетической деятельности дети мыслят чувствуя. Педагог создает
возможность выбора художественного материала: гуашь или акварель, пастель;
разный материал для коллажирования: картон, фольга, цветная бумага и др.;
величина и форма листа бумаги для передачи ощущения пространства, где будет
рожден образ, созданный воображением ребенка. Воплощая на листе бумаги образ,
ребенок анализирует ситуацию, проигранную и прожитую на занятии, выстраивает
свое отношение к ней, рефлексирует по поводу нового знания, создает
творческую работу. Работа над коллективными моделями, макетами, проектами
осуществляется в процессе театральной игры, направленной на развитие чувства
партнера, выбора способа эффективного общения. |
Конструирование и образовательная
робототехника |
Данная педагогическая технология,
является актуальным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Технология даёт дошкольнику элементарные знания о физике, механике,
технологии, математике и ИКТ. |
Моделирование |
Для формирования и поддержания
интереса к началам технического моделирования, воспитатели используются
разнообразные формы и методы: - моделированию простейших механизмов
для решения игровой задачи; - организация продуктивной
деятельности в игровой форме - постановка проблемы и поиск
решения. - творческое использование готовых
конструкций и самостоятельное их преобразование. - организация выставки лучших работ. - представление (презентация) собственных
моделей. |
Организация исследовательской
деятельности детей и взрослых |
Исследователи
детского экспериментирования выделяют основную особенность этой
познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют
познавательную, ориентировочную, исследовательскую функцию, создавая условия,
в которых раскрывается содержание данного объекта. Эксперименты в ходе
исследовательской игры позволяют ребенку моделировать в своем сознании
картину мира, основанную на наблюдениях, опытах, установлении
взаимозависимостей, закономерностей, преобразований и т.д. В процессе
проведения эксперимента осуществляется проверка гипотез, выдвинутых во время
диалога педагогом и детьми. |
21.08.2023