Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 107 Адрес: 620057, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 85 Тел. (343) 330-30-23 Электронный адрес сайта:107.tvoysadik.ru. E-mail:detsad-107@mail.ru УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ Мантурова Т.И. Приказ № 100-0 от 31.08.2022 Рассмотрена и допущена к реализации решением Педагогического совета Протокол № 1 от 09 сентября 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ» возраст обучающихся – 2-3 года срок реализации – 1 год, физкультурно – спортивной направленности Автор-разработчик: Шокина Е.В. педагог дополнительного образования Екатеринбург 2022 1 Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка……………………………………………3 1.2 Цель и задачи программы………………………………………....5 1.3 Принципы реализации программы……………………………..5 1.4 Планируемые результаты освоение детьми программы..…….…5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии направленностью программы……………………………………..7 2.2Учебно – тематический план………………………………………8 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально-техническое оснащение, оборудование…..…….12 3.2 Принципы содержания программы…………………………….12 3.3Методическое обеспечение……………………………………...13 3.4Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы………………………………………14 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… .15 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..16 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка На современном этапе развития общества складывается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даѐт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей младшего возраста. Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в систематических играх и упражнениях с мячом. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно 3 как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Проведя анкетирование родителей, было выявлено, что многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Изучив психолого-педагогическую литературу по волнующей меня теме, проанализировав современные программы, свой опыт работы с маленькими детьми, я пришла к выводу, что существующий режим двигательной активности в ДОУ не способствует полному удовлетворению потребности ребёнка в движении. А оно особенно важно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. С целью обеспечения полноценного физического развития дошкольников была мной разработана дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей 2 - 3лет «Веселый мячик» (далее – «Программа»). Программа разработана на основе нормативных документов: 1 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2 Законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№80-ФЗ от 29.04.99 г.) 3 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Направленность программы: физкультурно-оздоровительная Новизна программы: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития младших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. В создании специально организованной предметноразвивающей среды. 1.2.Цель и задачи программы Цель программы - обогащение двигательной активности детей раннего дошкольного возраста, за счет разнообразных действий с мячом. Задачи: 4 1. Укреплять здоровье, обеспечивать нормальное функционирование всех органов и систем организма. 2. Обучать детей младшего дошкольного возраста выполнять действие с мячом. 3. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве. 4. Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом. 5. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. 1.3 Принципы реализации программы: принцип индивидуальности (с учетом особенностей развития каждого ребенка); принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников; принцип систематичности и последовательности; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип эмоционального благополучия каждого ребенка; принципа оздоровительной направленности. 1.4 Планируемые результаты освоения детьми программы В результате дети: научатся двигаться быстро, уверенно, энергично; усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их выполнения; научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный опыт; появится творческая инициатива, умение придумывать новые игры и упражнения; улучшатся коммуникативные способности в коллективной деятельности. Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями: изготовление, сбор материала, оборудования для уголка физического развития. открытый показ кружковой работы. папка передвижка для родителей «Мой веселый звонкий мяч» (содержит историю мяча, упражнения с мячами, игры с мячами). консультация «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста». 5 фото отчеты кружковой работы (презентация) Формы подведения итогов организация выставки «Наши достижения» открытые занятия отчетная презентация Показатели результативности: • позитивная динамика физического развития; • накопление детьми опыта и социальных установок; • удовлетворенность всех обучающихся; • положительные отзывы участников, родителей и администрации. 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1. Описание образовательной направленностью программы деятельности в соответствии с Учебная программа рассчитана для детей 2-3 лет на 1 учебный год, рассчитана на 8 календарных месяцев: с 1 октября по 31 мая Занятия в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю. Форма обучения: подгрупповая, наполняемость подгрупп – 10 человек, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей. Объем образовательной нагрузки Количество занятий в неделю 2 количество объем длительность занятий в нагрузки в занятия месяц месяц 8 8-10 минут 96 минут всего занятий в год 64 (960 минут, 16 часов) Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия. Часть 1. Вводная Настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки. Часть 2. Основная 6 На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие двигательной активности ребенка. Основные процедуры: разучивание, повторение и закрепление действий с мячом; подвижная игра. Часть 3. Завершающая Подводится итог занятия, создается у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляется положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Основные процедуры: ритуал выхода (игра малой подвижности, дыхательная гимнастика). 2.2 Учебно-тематический план. Месяц Тема занятия Программное содержание Упражнять детей в отталкивании мяча одновременно двумя руками, догонять и "Прокатывание ловить мяч, быстро реагировать на сигнал. мяча двумя Октябрь Воспитывать интерес, положительное руками от отношение к игре с мячом. Познакомить 1 неделя черты". детей с величиной предмета (большой и маленький мяч). Количество занятий 2 занятия Игра «Собираем урожай овощей» Формировать умение скатывать мяч по наклонной доске, догонять и ловить мячик. "Скатывание Октябрь мяча по Вызвать положительные эмоции от игры с мячом. Продолжать знакомить детей с 2 неделя наклонной величиной предмета доске". Игра «Собираем урожай фруктов» 2 занятия Продолжать упражнять детей энергично мяча кидать мяч двумя руками. Учить оценивать направление движения мяча. Вызвать у в детей положительный, эмоциональный отклик от игры с мячом. 2 занятия "Бросание Октябрь средней 3 неделя величины цель". Игра «Мишка» Упражнять детей в отталкивании мяча "Перекатывание кистями рук так, чтобы мяч не подскакивал, Октябрь мяча друг другу а катился ровно. Способствовать развитию в парах из 4 неделя положения, сидя глазомера и координации движений. Продолжать знакомить детей с величиной ноги врозь". предмета (большой, поменьше, маленький) 7 2 занятия Игра «Машинки». Формировать умение детей катать мяч друг "Перекатывание другу, стоя на коленях. Развивать Ноябрь мяча друг другу координацию движений и умение в парах, стоя на самостоятельно выполнять упражнение. 1 неделя коленях". Игра «осторожно на дороге» 2 занятия "Прокатывание Формировать умение детей катать мяч друг мяча по другу, стоя на коленях. Развивать Ноябрь скамейке, координацию движений и умение 2 неделя придерживая его самостоятельно выполнять упражнение двумя руками Игра «На стройке» или одной". 2 занятия Продолжать упражнять детей в катании мяча. Способствовать развитию глазомера и Ноябрь «Прокатывание движений. Формировать мяча друг другу координации выдержку и терпение. 3 неделя сидя в кругу». Игра « Дружба» 2 занятия Учить детей катать мяч, лёжа на животе, отталкивая его двумя руками от себя. Развивать скоростно - силовые качества, Ноябрь "Катание мяча от ловкость, точность движений. Встать и себя, лёжа на догнать мяч. 4 неделя животе". Игра "Козлята играют на лужайке" 2 занятия Продолжать упражнять детей разнообразным действиям с мячом. Бросать мяч от плеча одной рукой, через шнур. Декабрь "Бросание мяча внимание на цели. вдаль через Сосредоточивать Формировать у детей интерес к занятиям с 1 неделя шнур". мячом. 2 занятия Игра «Мини волейбол» Развивать умение бросать мяч вверх двумя "Бросание Декабрь разных по руками. Развивать скоростно - силовые качества. Закрепить с детьми знания о 2 неделя величине мячей величине предмета (большой - маленький). вверх". Создание эмоционального комфорта во 8 2 занятия время игры с мячом. Игра «Мини-баскетболл» Продолжать отрабатывать у детей энергичный бросок мяча одной и двумя руками. Закрепить с детьми знания о "Бросание Декабрь разных по величине предмета (большой, поменьше). Дать детям элементарные знания о 3 неделя величине мячей здоровье. вниз". Игра "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!" 2 занятия Учить бросать мяч средней величины в вертикальную цель. Способствовать "Бросание мяча в Декабрь развитию глазомера и координации вертикальную движений. Вызвать положительный, 4 неделя цель". эмоциональный отклик от игры с мячом 2 занятия Игра «Мини-тир» Упражнять детей в отталкивании мяча одновременно двумя руками, догонять и "Прокатывание ловить мяч, быстро реагировать на сигнал. Январь интерес, положительное мяча двумя Воспитывать от отношение к игре с мячом. Познакомить 1 неделя руками детей с величиной предмета (большой и черты". маленький мяч). 2 занятия Игра «Гонки» Формировать умение скатывать мяч по "Скатывание наклонной доске, догонять и ловить мячик. Январь Вызвать положительные эмоции от игры с мяча по мячом. Продолжать знакомить детей с 2 неделя наклонной величиной предмета. доске". Игра «На горке, на горе!» 2 занятия Упражнять детей в отталкивании мяча "Перекатывание кистями рук так, чтобы мяч не подскакивал, мяча друг другу а катился ровно. Способствовать развитию Январь в парах из глазомера и координации движений. 3 неделя положения, сидя, Продолжать знакомить детей с величиной предмета (большой, поменьше, маленький). ноги врозь". Игра «Рыбалка» 2 занятия 9 Развивать у детей силу удара, умение продвигаться вперед за мячом, Январь "Отбивание мяча выносливость. Создание эмоционального комфорта во время игры с мячом. 4 неделя об пол". 2 занятия Игра « Попрыгунчики» Продолжать упражнять детей разнообразным действиям с мячом. Бросать мяч от плеча одной рукой, через шнур. Февраль "Бросание мяча внимание на цели. вдаль через Сосредоточивать Формировать у детей интерес к занятиям с 1 неделя шнур". мячом. 2 занятия Игра « Мини-волейбол» Формировать "Подбрасывание подброшенного Февраль мяча невысоко гибкость и положительный 2 неделя вверх и ловля игры с мячом. его". Игра «Снежки» навык ловли мяча, вверх. Развивать ловкость, координацию. Вызвать эмоциональный отклик от 2 занятия Отработать с детьми ловлю и бросок мяча "Ловля мяча на расстоянии 100 см. Учить держать руки Февраль брошенного на вису и крепко держать мяч. Создание взрослым эмоционального комфорта во время игры с 3 неделя (расстояние 70 - мячом. 100 см.) Игра «Ты мне, а я тебе» 2 занятия Формировать умение детей катать мяч друг другу, в ворота. Развивать координацию Февраль "Прокатывание и умение самостоятельно мяча в ворота, движений выполнять упражнение в паре. 4 неделя стоя парами". «Мини-хендбол» 2 занятия Развивать умение бросать мяч двумя руками из-за головы. Развивать скоростно - силовые "Бросание мяча качества. Закрепить с детьми знания о Март двумя руками из- величине предмета (большой - маленький). Создание эмоционального комфорта во 1 неделя за головы". время игры с мячом. 2 занятия Игра « Лови, беги» 10 Продолжать упражнять детей разнообразным действиям с мячом. Бросать мяч от плеча одной рукой, через шнур. Март "Бросание мяча Сосредоточивать внимание на цели. через верёвочку". Формировать у детей интерес к занятиям с 1 неделя мячом. 2 занятия Игра «Мини-волейбол» "Перебрасывание Закрепить навык разнообразных действий с мяча друг другу мячом. Развивать умение играть в паре, Март парами быть выдержанным и терпеливым. 1 неделя (расстояние 1,5 – Игра «Ватрушки» 2 метра ". 2 занятия Формировать умение детей отбивать мяч "Отбивание мяча двумя руками, быть ловким и смелым. Март об пол двумя Закрепить умение прыгать на двух ногах и бегать в одном направлении. 1 неделя руками". Игра «Прыгунки» 2 занятия Упражнять детей в отталкивании мяча одновременно двумя руками, догонять и ловить мяч, быстро реагировать на сигнал. интерес, положительное "Прокатывание Воспитывать Апрель мяча двумя отношение к игре с мячом. Продолжать от знакомить детей с величиной предмета 1 неделя руками (большой и маленький мяч). черты". 2 занятия Игра «Гонки» "Прокатывание Формировать умение детей катать мяч друг мяча по другу, стоя на коленях. Развивать Апрель скамейке, координацию движений и умение 1 неделя придерживая его самостоятельно выполнять упражнение. одной или двумя Игра « На стройке» руками". 2 занятия Формировать умение детей катать мяч друг "Прокатывание другу, стоя на коленях. Развивать Апрель мяча друг другу координацию движений и умение в парах, стоя на самостоятельно выполнять упражнение. 1 неделя коленях". Игра «Ручейки» 2 занятия 11 Продолжать отрабатывать у детей энергичный бросок мяча двумя руками. Закрепить с детьми знания о величине Апрель "Бросание мяча двумя руками от предмета (большой, поменьше). Дать детям элементарные знания о здоровье. 1 неделя груди". Игра "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!" 2 занятия Закрепить умение детей отталкивать мяч «Перекатывание кистями рук так, чтобы мяч не подскакивал, мяча друг другу а катился ровно. Способствовать развитию Май в парах из глазомера и координации движений. положения сидя, Продолжать знакомить детей с величиной 1 неделя ноги врозь» предмета (большой, поменьше, маленький). . Игра «Кати, лови» 2 занятия Закрепить умение ловить мяч, "Подбрасывание подброшенный вверх. Развивать ловкость, Май и координацию. Вызвать мяча невысоко гибкость положительный эмоциональный отклик от 1 неделя вверх и ловля игры с мячом. его". Игра «Бабочки» 2 занятия Отработать с детьми силу удара по мячу, "Отбивание мяча быть быстрым, ловким и умелым. 1 неделя об пол". Игра «Прыг-скок» 2 занятия Май Вызвать положительный эмоциональный 2 занятия "Бросание мяча Май отклик от игры с мячом, желание играть об землю и ловля ещё и ещё. 1 неделя его" Игра « Прыгаем и скачит» 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы спортивно-физкультурной направленности «Веселый мяч» на 2022-2023 учебный год Наименование Организованная образовательная деятельность модуля Первая младшая группа (с 2 до 3 лет) 12 Занятия с мячом итого Длительность 8-10 минут Неделя месяц 2 8 2 8 год 72 72 3.1 Материально-техническое оснащение, оборудование Мячи разных размеров (большой, поменьше, маленький) на каждого ребёнка. Дуги для прокатывания мяча. Горка для скатывания мяча. "Клубочки с хвостиком" на каждого ребенка. Игрушки: "Степашка", "Хрюшка", "Медвежонок", "Козленок", "Птичка", Куклы мальчика и девочки. Сухой бассейн с шариками. Большая корзина для метания мячей. Гимнастическая скамейка. Гимнастическая доска Веревки Конусы Музыкальный центр. Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми. 3.2 Принципы содержания программы 1.Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённые дни недели. 2.Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка. 3.Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий. 4.Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих двигательную активность ребёнка. 13 3.3 Методическое обеспечение На занятии используются различные методы и приѐмы: Словесные (беседа, художественное слово, загадки, объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ). Наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий). Практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования). Игровые (подвижные игры с мячом, сюрпризные моменты) Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению. Данные методы: формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу; способствуют более эффективному развитию двигательной активности, познавательных способностей. 3.4 Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы Для мониторинга физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме (приложение №1). Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом Низкий. Движения ребенка с мячом напряженные, скованные, плохо скоординированные, реакция на ловлю мяча замедленная. К играм с мячом интерес снижен. Средний. Действия с мячом приобретают согласованность, менее скованы и напряжены. Ребенок реагирует на ловлю мяча. В играх и игровых упражнениях с мячом активен, эмоционален. Высокий. Движения с мячом активны, ребенок хорошо реагирует на ловлю мяча и действует в соответствии с ним, проявляет положительно эмоциональное отношение к играм с мячом. 14 Список литературы 1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технологии ее применения в ДОУ. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 112 с. 2. Журнал «Инструктор по физкультуре» 2012№4 «Совершенствование двигательных навыков в подвижных игр с мячом». – М.: ТЦ Сфера, 2012 г. 3. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2005. – 92 с. 4. Пензулаева Л.. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с. 5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Конспекты занятий. – М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009. – 80с. 6. Подвижные игры для дошкольников / Авт.-сост. И.А. Агапов, М.А. Давыдова. М.: АРКТИ, 2008. – 152 с. 7. Рунова М.А Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с. 8. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет /Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. - М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с. 9. Спортивные праздники в детском саду / авт.-сост. С.Н. Сапего – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 94 с. 10. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 96 с. 11. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 92 с. 15 16