Развитие мелкой и общей моторики
20.04.2020
Для коррекции недоразвития общей и тонкой моторики рук педагоги часто используют в своей работе пальчиковую гимнастику и речь с движением. Зачастую эти игры и упражнения не имеют своей целью коррекцию лексико-грамматических нарушений речи, так часто встречающихся у детей с речевыми диагнозами. На занятия с детьми отводится от 10 до 30 минут, в зависимости от возрастной группы и индивидуальных особенностей. Время занятия необходимо использовать максимально продуктивно, что достаточно тяжело в группах детей раннего возраста и у детей с речевой из-за часто встречающихся проблем с вниманием и памятью. Для достижения эффективности работы необходимо использовать тот речевой материал, ту пальчиковую гимнастику и речедвигательные упражнения, которые помогут, не затрачивая дополнительного времени, комплексно решить задачи по коррекции речевых нарушений.
Использование специально разработанного стихотворного материала в сочетании с движениями позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме. Движения в сочетании с веселыми стихами не только оказывают положительное воздействие на речевое развитие ребенка, но и приносят ему радость, способствуют созданию хорошего эмоционального тонуса, помогают совершенствованию движений. Немаловажно и то, что ребенок может реализовать свою потребность в двигательной активности, недостаток которой наблюдается очень часто. Ведь ничто так не утомляет ребенка, как необходимость находиться длительное время в статичной позе. Благодаря использованию в разработанных играх и упражнениях ритмичных, имеющих коррекционную направленность стихов и разнообразных движений усвоение материала детьми идет быстрее и успешнее.
Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать ребенку новые для него знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости и неоднократно повторить материал по лексической теме. Для удобства работы материал расположен по лексическим темам, отмечены основные задачи, которые могут быть решены с помощью данной игры или упражнения. К каждой игре даются необходимые пояснения и рекомендации по ее проведению, различные варианты ее использования. Многие из предложенных игр и упражнений могут быть использованы как в виде пальчиковой гимнастики или упражнений на координацию речи с движением, так и в виде подвижной игры. Предложенные игры и упражнения могут быть использованы педагогами на занятиях, прогулках, в совместной деятельности и как развлечения на физкультурных и музыкальных праздниках. Автор намеренно не разделил игры и упражнения по возрастам и предлагает педагогам осуществлять подбор материала самостоятельно, в зависимости от речевых, физических и психологических возможностей конкретной группы детей.
Играя с ребенком, произнося вместе с ним веселые стихи, выполняя различные движения педагог может решить следующие задачи:
• работа над дыханием, темпом, ритмом и силой голоса;
• развитие интонационной выразительности речи;
• работа над слоговой структурой слов;
• обогащение словаря детей различными частями речи;
• закрепление названий частей живых существ и деталей различных предметов;
• закрепление названий обобщающих понятий;
• подготовка к составлению рассказов;
• закрепление правильного употребления и согласования различных частей речи;
• закрепление навыка прямого счета в пределах
пяти;
• закрепление названий основных цветов и их оттенков;
• автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
• развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
• развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук;
• развитие двигательной подражательности;
• закрепление навыка определения пространственных отношений;
• координация речи с движением;
• развитие мимики;
• обучение элементам пантомимы и элементам мышечной релаксации;
• закрепление знаний об окружающей действительности;
• развитие творческого воображения;
• налаживание положительных эмоциональных контактов
между детьми.